Мяй, коШАТость домашнее.
Где-то раз в три-четыре дня на фикбуке обязательно приходит личка от незнакомых людей - приглашение на ролевую. Отвечаю всегда одно и то же: спасибо, но не умею, нет опыта, нет времени. Забавно, но бывают те, кто в ответ оскробляется, мол, мы к вам снизошли, позвали, а вы нос воротите!
И ладно бы это единичный случай. У них в ролевках что, настолько плохо с игроками?..
В одной тематической группе ВК выложили серию фанартов с подписями-фразами из ОСТа к "Гостье из будущего". Ну, прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, и так далее. Неплохо, кстати, получилось, атмосферно. Реакция одной из читательниц, лет 15 или 16: "я не понимаю, о чем здесь речь! ((" Ей говорят: "это текст песни". Она: "да я знаю, что это из песни, я не понимаю смысла!"
То ли смысл каких-то слов устарел, то ли парадигма поменялась. Скоро будет как с "пушистыми браздами" и "кибиткой удалой".
Минутка старческого бурчания а-ля "а вот в на-а-аше время!" Гаджеты испортили интернет. Когда доступ в Сеть был только с компьютеров, народу было на насколько порядков меньше, а интеллектуальный ценз в целом - выше. Комп мог позволить себе далеко не каждый, из библиотек и интернет-клубов сидели студенты, но все-таки не школоло.
Возможность сидеть в Сети с телефонов, планшетов и т.д. сделал массовыми соцсети... и убил старый интернет.
Это не хорошо и не плохо, просто закономерное развитие событий. Но мне иногда печально )
И ладно бы это единичный случай. У них в ролевках что, настолько плохо с игроками?..
В одной тематической группе ВК выложили серию фанартов с подписями-фразами из ОСТа к "Гостье из будущего". Ну, прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, и так далее. Неплохо, кстати, получилось, атмосферно. Реакция одной из читательниц, лет 15 или 16: "я не понимаю, о чем здесь речь! ((" Ей говорят: "это текст песни". Она: "да я знаю, что это из песни, я не понимаю смысла!"
То ли смысл каких-то слов устарел, то ли парадигма поменялась. Скоро будет как с "пушистыми браздами" и "кибиткой удалой".
Минутка старческого бурчания а-ля "а вот в на-а-аше время!" Гаджеты испортили интернет. Когда доступ в Сеть был только с компьютеров, народу было на насколько порядков меньше, а интеллектуальный ценз в целом - выше. Комп мог позволить себе далеко не каждый, из библиотек и интернет-клубов сидели студенты, но все-таки не школоло.
Возможность сидеть в Сети с телефонов, планшетов и т.д. сделал массовыми соцсети... и убил старый интернет.
Это не хорошо и не плохо, просто закономерное развитие событий. Но мне иногда печально )
Право, странно.
Эх, сам по-старчески бурчу постоянно на эту тему.
Позвольте пожать морщинистую длань )
Они не понимают, почему они крылатые. ( Я обычно объясняю примерно так, что потому, что это тоска по детству, по тому, что оно ушло, этакая мечта прошлого, взгляд назад, символизм всего вечного, юного и беззаботного - это все понятно, говорят мне, но почему они крылатые? Дети-конкретики (хотя уже не дети, конечно, это я по привычке). Они очень как бы... прямоугольные. Каждое слово имеет один смысл, желательно современный (устаревшие слова это боль, пот и слезы преподавателя), четкий, как грань клинка. Вот, кстати. Вспомнилось. Пару лет назад у меня у первого курса была истерика - они пытались понять, почему у клинка есть грань, если он не квадрат. Почти целая пара экзистенциального кризиса. (
Позвольте пожать морщинистую длань )
С радостью, с радостью. )
Грань. У клинка. Ну да, грань это признак геометрической фигуры. Слушайте, может они просто читают мало? Ведь все эти устаревшие слова, абстрактные понятия, символы-аллюзии-образы - это же все из книг берется! А книги хорошие пока еще не перевелись, ни старые, ни новые)
Вообще спасибо, что поделились. То-то я общаюсь вконтакте с одной замечательной девушкой как раз средне-студенческого возраста, и ей вроде и интересно, но вижу постоянно от нее какую-то неловкость, смешанную с недоумением. Может, она меня просто не понимает? О_о
Ну, вот судя по опыту в этой среде с преподавательской стороны - лучше без метафор. И вообще - лучше проще, совсем проще. Максимально просто.
То есть, оно как... Мы как-то в качестве пятиминутной разминки от основного занятия (пары были по психологии личности) разбирали Беляниновские строки "на столе стоит стекло, вниз две капельки стекло". Не важно, что они не знаю Белянина - в конце концов, я о Прусте тоже получил представления года три назад, у всех свои писатели. Но вот это "стекло - стекло" для них тоже не понятно. Стекло - понятно, это вот оно, в раме. А стекло (как глагол) начинает вводить их в состояние когнитивного диссонанса. Они даже в попытке объяснить, почему, употребляют глаголы "капля упала" и "капля сползла". Говорю - а как же прекрасный глагол "скатилась"? У них глаза по пять копеек, а потом кто-то говорит, мол, а разве это не в том смысле, что скатилась в пьянку/употребление/ну вот что-то такое. Т.е. даже самые простые глаголы, еще употребляемые, представляют для них уже существенный камень преткновения в акте понимания.
Слушайте, может они просто читают мало?
Я нисколько не сомневаюсь в этом. Нет, конечно, они читают. Другой вопрос, что сейчас, как раз благодаря широкой возможности выхода в интернет, у них меняется стиль мышления. Оно становится клиповым, коротеньким-коротеньким. Мы проводили исследования лет этак... ну плюс-минус 5 назад. Так вот, современные студенты (я о массе, а не об индивидуальных случаях) с трудом запоминают информацию. Т.е. процесс всеобщей вовлеченности дал и отрицательную константу - мозг перестает работать на качество, он работает на количество. А дети, увы, в основном ленивы, они не хотят тренировать его. И потому им кажется, что они запомнили много. Но если смотреть на текст как на живой организм, то оказывается, что они помнят кусочек хвоста, немного печени и то, что животное это выглядит "ну примерно вот так". Вот и все.
Может, она меня просто не понимает? О_о
Вполне допускаю такую вероятность. Я много общаюсь с некоторыми своими студентами, и если с одними мы друг друга понимаем (общий культурный слой), то с другими вот эта "разница поколений" весьма видна именно за счет непонимания того, что понимаем мы (тавтология, но тут трудно обойтись).
Вообще, это очень показательно на юморе. Я не о стиле юмора (черный, религиозный или еще какой), а о шутках. У нас со знакомыми приняты шутки из советских фильмов. Скажем, из "Бриллиантовой руки" или "Любовь и голуби". И иногда мы забываемся и шутим так со студентами. Очень показательно, если после шутки возникает в аудитории рождается некий флер неловкости - студенты шутку не поняли. Этот пласт культуры им уже не знаком. И так со многим.
Простите. Что-то Остапа понесло. =.=
Так вот, современные студенты (я о массе, а не об индивидуальных случаях) с трудом запоминают информацию. Т.е. процесс всеобщей вовлеченности дал и отрицательную константу - мозг перестает работать на качество, он работает на количество. А дети, увы, в основном ленивы, они не хотят тренировать его. И потому им кажется, что они запомнили много. Но если смотреть на текст как на живой организм, то оказывается, что они помнят кусочек хвоста, немного печени и то, что животное это выглядит "ну примерно вот так". Вот и все.
Возможно, не только вы проводили? Мне просто подобное попадалось в разных источниках, именно про трудность запоминания и снижение качества чтения.
Кстати, почему это на взрослых-то отражается?! Или современные способы подачи информации переделывают всех, у кого не было читательно-развивательной, так сказать, базы в детстве? У меня был собственный эксперимент, но не на студентах, а подписчиках моей группы ВК в целом (там больше взрослых сидит, чем подростков). Выкладываю некую интересную (точно интересную!) для подписчиков инфу, написанную ясно, но подробно, абзаца в четыре. Очень жидкие лайки, ноль реакции. Выкладываю ту же самую инфу, но укороченную до двух абзацев, предельно просто написанную и жестко структурированную, и с парой картинок в тему. Дофига лайков, живой отклик, комментарии, все такое.
Получается, что если человек видит на экране просто текст, без картинок, у него автоматически "ой, да не буду я читать это бла-бла, лениво" - и пролистывает?..
Вообще, это очень показательно на юморе. Я не о стиле юмора (черный, религиозный или еще какой), а о шутках. У нас со знакомыми приняты шутки из советских фильмов. Скажем, из "Бриллиантовой руки" или "Любовь и голуби". И иногда мы забываемся и шутим так со студентами. Очень показательно, если после шутки возникает в аудитории рождается некий флер неловкости - студенты шутку не поняли. Этот пласт культуры им уже не знаком.
Юмор это очень важный же маркер того самого культурного слоя ) Так что хорошо понимаю. Та девушка, о которой шла речь, в общении со мной старательно строит фразы на правильном русском языке, старается даже длинные. Но видно, что ей это дается тяжело. И я могу наблюдать, как она общается с ровесниками - там какой-то странный, иногда совершенно инопланетянский шифр на смеси английских и русских слов, знаков препинания, смайликов - и не более 2-3 слов в сообщении. И ведь прекрасно друг друга понимают, остаются довольны )
Абсолютно не издевка. Ребята реально не понимают. Увы, с этим процессом уже вряд ли что-то можно сделать, даже затормозить, пожалуй, можно только у некоторых личностей, не более.
Возможно, не только вы проводили? Мне просто подобное попадалось в разных источниках, именно про трудность запоминания и снижение качества чтения.
Абсолютно точно не только мы. Я знаю, что волна подобных экспериментов началась примерно в начале-середине 90-х, как раз на Западе шагали первые персональные компьютеры.
У нас, соответственно, чуть позже.
Кстати, почему это на взрослых-то отражается?!
Ну, в психологических кругах есть несколько мнений на эту тему. Во-первых, взрослым тоже не надо напрягаться. Это, простите, в Советском союзе было модно щеголять эрудицией. В эпоху "ok, google" можно банально погуглить. Кстати, наблюдал как-то в аудитории на эту тему презабавный случай. Пару лет назад полетел роутер, а стены в нашем университете довольно толстые, старые, сигнал проходит с трудом. У студентов не было доступа к интернету вот почти совсем (не ловился даже мобильный). Знаете, было ощущение, будто попал в зону Апокалипсиса. Народ был реально потерян, они не знали, чем себя занять. Вот эта потеря составляющей "Yandex/Google" отрицательно сказалась и на том, как они отвечали - они были неуверены буквально во всем. То есть объем знаемого ими - невелик и структурирован, видимо, столь плохо, что в отсутствии опоры на внешние знания опора на внутренние не срабатывает.
Ну, и во-вторых, у взрослых в современном мире речь идет не только об упрощении. Речь идет о желанном упрощении. Оно все оттуда же - из прошлого. Раньше было стыдно показать, что чего-то не знаешь. Сейчас это не стыдно. Это вообще часто называют "индивидуальные формы различия". Т.е. я не тупой, я вот такой индивидуалист. Как Шерлок Холмс и его аллюзия на мозг-чердак, помните? Но он хотя бы заставлял его нужными предметами. Эти люди и нужными не заставляют. Мне кажется, они вообще своим чердаком не пользуются.
У меня был собственный эксперимент, но не на студентах, а подписчиках моей группы ВК в целом (там больше взрослых сидит, чем подростков). Выкладываю некую интересную (точно интересную!) для подписчиков инфу, написанную ясно, но подробно, абзаца в четыре. Очень жидкие лайки, ноль реакции. Выкладываю ту же самую инфу, но укороченную до двух абзацев, предельно просто написанную и жестко структурированную, и с парой картинок в тему. Дофига лайков, живой отклик, комментарии, все такое.
Получается, что если человек видит на экране просто текст, без картинок, у него автоматически "ой, да не буду я читать это бла-бла, лениво" - и пролистывает?..
Да, это тоже часто встречаемый феномен современной психики. На самом деле, он рождается из двух констант. Первая - "я прочитаю потом". И как бы все, в каком-то дальнем внутреннем чек-листе человек поставил галку-пометку, но не более. То есть он не прочитал, но пометил, что прочитает. Вторая константа - это пресловутое "да ну, много букв". Вообще, многобуквенные посты - это удар по современному человечеству. Twit-мышление не в состоянии переварить что-то, что имеет больше слов, чем на 3-6 предложений. У таких людей теряется сама связность мышления - т.е. прочитать он еще может. А вот понять - нет. А уж вспомнить, что было написано сперва, а что потом - это вообще невыполнимый квест. Такой феномен порожден, кстати, отсутствием практики чтения книг.
Но видно, что ей это дается тяжело. И я могу наблюдать, как она общается с ровесниками - там какой-то странный, иногда совершенно инопланетянский шифр на смеси английских и русских слов, знаков препинания, смайликов - и не более 2-3 слов в сообщении. И ведь прекрасно друг друга понимают, остаются довольны )
О чем и речь. Мышление типа twit. На самом деле, иллюзия, что они друг друга понимают, это все же не более, чем иллюзия. Короткими графиками доносится только самая конкретная и самая простая информация. А вот что-то абстрактное и длинное... Самое "забавное" - это если вдруг кто-то в этих отношениях начинает думать. Я об абстрактном мышлении. Потому что можно наблюдать реальный феномен "разговор философа с австралопитеком" (простите великодушно за столь уничижительное сравнение, но я по-другому это назвать просто не могу).
А вообще, мне от всего этого периодически грустно. ( Я, конечно же, понимаю, что, видимо, это побочный продукт цифровизации и цифровой эволюции... Но так странно наблюдать, когда на самое простое высказывание человек делает глаза с алтын, лезет гуглить и выдает "ну ничего себе, откуда ты столько знаешь?". И вот тут мне становится прямо физически больно. =.=
Печаль. Печаль, печаль, печаль, печаль, печаль. Даже не знаю, что тут еще скажешь. (
У студентов не было доступа к интернету вот почти совсем (не ловился даже мобильный). Знаете, было ощущение, будто попал в зону Апокалипсиса. Народ был реально потерян, они не знали, чем себя занять
Да, действительно конец света!
А я насчет взрослых поделюсь, примерно о том же самом. Начало двухтысячных, большой офис с "Макинтошами" - дизайнеро-верстальный отдел провинциальной газеты, человек тридцать от 20 до 50 лет. Вырубили свет на несколько часов (естественно, интернет тогда был только с компьютера). Все оживились, кто-то ушел за вкусняшками, накрыть импровизированную "поляну" для всех; кто-то достал из шкафа нарды и сел играть, еще человек пять подсели смотреть за игрой, кто-то рисовал на листочках для записей картинки-шаржи и раздаривал их коллегам, еще кружок образовался с задушевными разговорами в полголоса... А один сотрудник просто сел на стул посреди офиса, взял гитару (там все время была гитара), и наигрывал какую-то прекрасную импровизацию, с полчаса, не меньше. А уж когда подошла девушка из соседнего отдела, со скрипкой, и включилась, ууу!..
Ну, и не так давно в уже современном офисе мной наблюдался похожий случай, когда даже со смартфона ничего не ловилось. Людей попросили не расходиться с рабочих мест, мол, скоро все починят. Так они выглядели не просто потерянными - опустошенными. Пытались какие-то разговоры завязать, но вяло, все крутили гаджеты в руках, нервничали, они просто не знали, ЧТО ДЕЛАТЬ.
Раньше было стыдно показать, что чего-то не знаешь. Сейчас это не стыдно. Это вообще часто называют "индивидуальные формы различия". Т.е. я не тупой, я вот такой индивидуалист.
Ну, кому-то до сих пор стыдно!
Про "индивидуальные формы" не встречалось, вы мне сейчас,так сказать, волосы дыбом сильно поставили ))
Первая - "я прочитаю потом". И как бы все, в каком-то дальнем внутреннем чек-листе человек поставил галку-пометку, но не более. То есть он не прочитал, но пометил, что прочитает. Вторая константа - это пресловутое "да ну, много букв". Вообще, многобуквенные посты - это удар по современному человечеству. Twit-мышление не в состоянии переварить что-то, что имеет больше слов, чем на 3-6 предложений. У таких людей теряется сама связность мышления - т.е. прочитать он еще может.
Про феномен "я прочитаю потом" тоже не встречалось, для меня это реально новая информация, спасибо! Пытаюсь примерить на себя, не получается. Намерение усвоения информации заменяет само усвоение информации?.. Бред же какой-то!
Твит-мышление да, это как бы на поверхности, а вот первая из констант... Спасибо, реально вы мне подкинули, о чем подумать!
А вообще, мне от всего этого периодически грустно. ( Я, конечно же, понимаю, что, видимо, это побочный продукт цифровизации и цифровой эволюции... Но так странно наблюдать, когда на самое простое высказывание человек делает глаза с алтын, лезет гуглить и выдает "ну ничего себе, откуда ты столько знаешь?". И вот тут мне становится прямо физически больно. =.=
Еще раз
Мне повезло с кругом общения - в подавляющем большинстве это люди как раз вашего, так сказать, образа восприятия. То есть, я сталкиваюсь с объектами нашей беседы выше, но как-то отстраненно, как наблюдатель, а не вовлеченный человек. Представляю себе, если бы в реале и каждый день... Да, это грустно и страшновато. "Судьба динозавра" просто.