Мяй, коШАТость домашнее.
В недрах "Дивана" попалась ссылка на статью (спасибо Spitzer Igel). Очень понравилось, и кое-что новое удалось узнать 
Если вдруг кто еще не, но подумывает начать читать автора, статья прекрасный "путеводитель"!
Целиком:
Выдержки:
"Книги о Плоском мире — это четыре цикла, то есть серии книг, объединенных главными героями и набором тем, и такая форма — результат стремления автора охватить как можно большее число типов и форм социальной реальности."
"Чтобы правильно понять природу пратчеттовских книг, важно помнить о том, что он был журналистом. И дело не только во впечатляющей скорости, с которой он писал, — куда важнее его стремление отозваться на все реальные тенденции и события. Если классическое фэнтези рождалось как вариант эскапизма, фэнтези Пратчетта — текст, написанный на злобу дня."
"В фильме «Back in Black» Нил Гейман говорит, что часть проблемы с книгами Терри в том, что многие начинают его читать с «Цвета волшебства»: «Но это абсолютная мешанина и ужасная отправная точка. Это все равно что пытаться понять Вудхауса, начав с его школьных рассказов, — это собрание шуточек, причем в „Цвете волшебства“ они даже не особенно хороши»".
и ну просто не могу не утащить вместе с цитатой из книги, это же прекрасно!
"Ироническое фэнтези Пратчетта напоминает социальную сатиру Джонатана Свифта, которая, в свою очередь, восходит к гуманистической традиции Эразма Роттердамского и Томаса Мора.
Характерный пример — описание метода управления городом и человеческим обществом в целом патрицием Анк-Морпорка лордом Витинари:
«Чтобы управлять городом, подобным Анк-Морпорку, нужно обладать особым складом ума, и лорд Витинари им обладал. Патриций вообще был выдающейся личностью.
Он неоднократно дурачил и приводил в ярость основных купцов и торговцев Анк-Морпорка, но достиг в этом таких высот, что они уже давным-давно отказались от всяких попыток убить его и теперь занимались тем, что боролись за место под солнцем исключительно друг с другом. И все равно, даже если бы нашелся смельчак, попытавшийся покуситься на жизнь патриция, ему пришлось бы изрядно попотеть, выискивая участок плоти достаточно большой, чтобы туда можно было во–нзить кинжал.
Другие господа ублажали себя жаворонками, фаршированными павлиньими языками, но лорд Витинари всегда считал, что стакан кипяченой воды с ломтиком черствого хлеба — это элегантно и сытно»."

Если вдруг кто еще не, но подумывает начать читать автора, статья прекрасный "путеводитель"!
Целиком:
Выдержки:
"Книги о Плоском мире — это четыре цикла, то есть серии книг, объединенных главными героями и набором тем, и такая форма — результат стремления автора охватить как можно большее число типов и форм социальной реальности."
"Чтобы правильно понять природу пратчеттовских книг, важно помнить о том, что он был журналистом. И дело не только во впечатляющей скорости, с которой он писал, — куда важнее его стремление отозваться на все реальные тенденции и события. Если классическое фэнтези рождалось как вариант эскапизма, фэнтези Пратчетта — текст, написанный на злобу дня."
"В фильме «Back in Black» Нил Гейман говорит, что часть проблемы с книгами Терри в том, что многие начинают его читать с «Цвета волшебства»: «Но это абсолютная мешанина и ужасная отправная точка. Это все равно что пытаться понять Вудхауса, начав с его школьных рассказов, — это собрание шуточек, причем в „Цвете волшебства“ они даже не особенно хороши»".
и ну просто не могу не утащить вместе с цитатой из книги, это же прекрасно!
"Ироническое фэнтези Пратчетта напоминает социальную сатиру Джонатана Свифта, которая, в свою очередь, восходит к гуманистической традиции Эразма Роттердамского и Томаса Мора.
Характерный пример — описание метода управления городом и человеческим обществом в целом патрицием Анк-Морпорка лордом Витинари:
«Чтобы управлять городом, подобным Анк-Морпорку, нужно обладать особым складом ума, и лорд Витинари им обладал. Патриций вообще был выдающейся личностью.
Он неоднократно дурачил и приводил в ярость основных купцов и торговцев Анк-Морпорка, но достиг в этом таких высот, что они уже давным-давно отказались от всяких попыток убить его и теперь занимались тем, что боролись за место под солнцем исключительно друг с другом. И все равно, даже если бы нашелся смельчак, попытавшийся покуситься на жизнь патриция, ему пришлось бы изрядно попотеть, выискивая участок плоти достаточно большой, чтобы туда можно было во–нзить кинжал.
Другие господа ублажали себя жаворонками, фаршированными павлиньими языками, но лорд Витинари всегда считал, что стакан кипяченой воды с ломтиком черствого хлеба — это элегантно и сытно»."
Нуууууу такое себе. Понятное дело, что оно и по стилю очень сильно отличалось от последующих книг, но если читать по циклам, а не хронологии, то можно запутаться и полкниги провести с выражением лица "Кто все эти люди и что это было".
Neuro Nougami, по хронологии лучше всего, конечно) Просто реально много народу знаю, которые начинали с "Цвета волшебства" и плевались. А если Ведьм или Стражу начать, как-то легче идет)
Наблюдатель*, попробуйте цикл про Тиффани Болен, первая книга называется "Маленький свободный народец". Но лучше читать не в любительском переводе, а в переводе Н. Аллунан, то есть официальном, он прекрасен. И если понравится (а книга великолепна, хотя жанр может показаться немного непривычным) - продолжать читать цикл, а потом переходить на цикл "Ведьмы".
ИМХО, она всё же совсем детской мне показалась. Но тут уж на любителя
Neuro Nougami, самый взрослый и мудрый из его циклов, естественно тоже ИМХО. Написанный позже всех и да, адаптированный под читателя-подростка. Я рассматриваю Пратчетта не только как худ.лит, но и как учебник этики, так вот цикл про Тиффани - это хай левел.